«Новые формы и тенденции в театре ХХI века»

Объем программы: 24 академических часа
(16 ч. – аудиторные занятия, 8 ч. – самостоятельная подготовка)

Занятия проводятся дистанционно
Стоимость: 14 900 рублей

Сроки проведения: с 10 по 24 апреля 2024 года.

Апрель: 10, 11, 12, 13, 14, 18, 19 (лекции) в 16.00.
Заключительное занятие, аттестация: 24 апреля в 16.00. 

В XXI веке такие формы театра, как документальный, социальный, сайт-специфический и партиципаторный, с одной стороны, стали частью мейнстрима – никого не удивляет их появление в образовательных программах театральных вузов и в программах фестивалей; с другой стороны, именно они прежде всего ассоциируются с понятием театра «современного» и «экспериментального». Между тем, каждое из этих направлений обладает своей по крайней мере полувековой историей и теорией, о которых и пойдет речь на лекциях. Зачем делать спектакли на заводе, в парке и в бассейне и как они устроены? Что такое перформанс, в чем его родовые черты и какую эволюцию он пережил? Почему «интерактив со зрителем» и партиципация – не одно и то же и при чем здесь Холодная война? Вербатим – в чем ценность речевого документа для театра? Чему учит (и не учит) театр для детей и почему так мало спектаклей для подростков? Как устроен театр горожан и что он дает конвенциональному театру? Это лишь малая часть вопросов, на которые попытается ответить этот лекционный курс.

 Темы курса:
-  Театр не в театре (сайт-специфические и иммерсивные практики);
-  Документальный театр;
-  Социальный театр;
-  Театр горожан;
-  Перформанс;
-  Театр зрительского участия (партиципаторный театр);
-  Театр для детей и подростков сегодня.

Авторы и преподаватели курса:

Юлия Анатольевна Клейман: исследователь театра, театральный критик, куратор. Кандидат искусствоведения, доцент Российского государственного института сценических искусств. Стипендиат научных программ «Фулбрайт» и «Фолджер», автор книги «Американская режиссура первой трети XX века».  Арт-директор фестиваля «В смысле?!», куратор фестивалей «Территория. Kids», «Кто ты и откуда?», «Точка доступа», «Другая сцена», «Сны улиц», «Маска плюс», а также различных театральных лабораторий. Художественный руководитель проекта «Маршрут Старухи - 2021», создатель аудио спектаклей «Одинокий город» (Альметьевск) и «Прямо тревожно» (Санкт-Петербург). Автор лекционного youtube-канала. Публиковалась в изданиях «Theatre and Performance Design», «Rossica. Литературные связи и контакты», «Литература двух Америк», «ШАГИ/Steps», «Петербургский театральный журнал», «Летающий критик», «Театр.», «Экран и сцена», «Недоросль» и других. Эксперт национальных премий и фестивалей. 

Кристина Николаевна Матвиенко: исследователь театра, театральный критик, куратор. Кандидат искусствоведения, руководитель магистратуры «Социальный театр» ГИТИС.  Куратор образовательных программ Электротеатра Станиславский. Участница лабораторий документального и свидетельского театра, театра горожан, социальных и инклюзивных проектов. В разные годы: арт-директор фестиваля «Новая драма», ридер драматургических фестивалей «Любимовка» и «Ремарка», эксперт и член жюри фестивалей «Золотая Маска», «Арлекин», член экспертного совета фестиваля молодой режиссеры «Артмиграция», куратор программ «Russian Case» и «Маска плюс» фестиваля «Золотая Маска». Автор предисловий к драматургическим сборникам и статей в книгах. Публиковалась в изданиях «Искусство кино», «Театр», «Сеанс», «Транслит», «ШАГИ/Steps», «Вопросы театра», «Художественная культура», на интернет-порталах и других. Мастер первого набора театроведческого курса в Филиале РГИСИ в Калининграде (2024).