События

РГИСИ на фестивале «Музыка Театра – Театр Музыки»

13/12/2019
РГИСИ на фестивале «Музыка Театра – Театр Музыки»
РГИСИ на фестивале «Музыка Театра – Театр Музыки»

Студенты мастерской з.а. РФ, профессора И.И. Благодёра стали лауреатами I Всероссийского фестиваля «Музыка Театра – Театр Музыки», который прошел 2–4 декабря в Театральном институте им. Б.В. Щукина. Они стали победителями в двух основных номинациях конкурса: «Музыкально-сценическая работа» (Ритмические упражнения Боба Столлофа) и «Вокально-сценическая работа» («Два рассказа отца Книккербоккера» из мюзикла Курта Вайля и Максвелла Андерсона Knickerbocker holiday). Поздравляем!

В 2020-м году вокальному конкурсу актёрской песни им. А.П. Петрова «Поющая маска» исполняется 15 лет. И это большой, серьезный юбилей. Во-первых, потому что конкурс  из маленького, «кулуарного» мероприятия, проводимого на кафедре вокала РГИСИ успел вырасти в серьезный престижный международный проект, неизменно привлекающий внимание не только российских, но и зарубежных театральных школ. Во-вторых, потому что «Поющая маска» по своему содержанию отличается от множества других, сугубо музыкальных конкурсов именно акцентом на уникальный жанр «актёрской песни», где удивительным, взаимодополняющим образом сочетается актерское существование и вокальное исполнительство. В-третьих, развитие и популяризация подобных конкурсов, проектов и фестивалей необходима, потому что  подчеркивает важность музыкального воспитания студентов театральных вузов. Вслед за Петербургом подобные конкурсы появляются и в Москве.

2-4 декабря в Театральном институте им. Б.В. Щукина состоялся I Всероссийский фестиваль  «Музыка Театра — Театр Музыки». Тему фестиваля  сформулировали как «Музыкально-сценическая работа», что вероятно  продиктовано желанием включить в конкурс как можно больше  жанров, через которые участники могут взаимодействовать с музыкальным материалом. Его главный организатор и художественный руководитель — заведующая кафедрой музыкальной выразительности актёра, з.д.и. РФ, профессор Татьяна Николаевна Огаева. По ее приглашению студенты и педагоги РГИСИ неоднократно участвовали в ежегодных мастер-классах, проводимых в Театральном институте им. Б. Щукина. В этом году впервые был организован фестиваль, доминантой которого стал конкурс студенческих работ, разделённых на две номинации — «музыкально-сценическая» и «вокально-сценическая» работы. Участники из Москвы (ВТУ им. М.С. Щепкина; Школа-студия МХАТ; ГИТИС; ТИ им. Б.В. Щукина) Санкт-Петербурга (РГИСИ), Екатеринбурга (ЕГТИ) представили свои номера в самых разных жанрах: от отрывков из опер П.И. Чайковского до музыкально-бытовых существований и музыкальных пародий. 

Программа фестиваля также включала в себя показ спектаклей Театрального института Б.В. Щукина «Волшебная флейта» (реж. И.А. Пахомова) и Школы-студии МХАТ «Оттепель» (реж. М.Е. Дровосекова) на сцене Учебного театра.

Мастер-класс «Песенный стиль Курта Вайля, особенности исполнения» для участников фестиваля провёл з.а. РФ, профессор РГИСИ, руководитель II курса артистов мюзикла, бессменный художественный руководитель конкурса «Поющая маска» И.И. Благодёр вместе со своими студентами. Вокальная музыка Курта Вайля сложна, но имеет большой драматический потенциал, полна оттенков, стилистически многообразна, что делает её привлекательным материалом для работы с артистами любого жанра, будь то драматический или музыкальный театр. Каждый из трёх (условных) периодов творчества композитора (немецкий, французский, американский) имеет свои особенности исполнения, специфическую звуковую «подачу», внутреннее «проживание», динамику, требует от актёра выполнения совершенно новых задач от номера к номеру, что студенты мастерской И.И.Благодера прекрасно продемонстрировали. Именно сочетание серьезной, драматической, актерской игры со свободным владением вокальной техникой является целью и задачей работы с музыкальным материалом подобной сложности.

Помимо сольных номеров студенты курса показали и хоровой ансамбль, исполнив  «Два рассказа отца Книккербоккера» из мюзикла Курта Вайля и Максвелла Андерсона Knickerbocker holiday. Эти номера вошли в конкурсную программу. 

Вторая часть мастер-класса (которая также вошла в конкурсную программу) была основана на уникальной системе ритмических упражнений Боба Столоффа, джазового музыканта и преподавателя из Нью-Йорка. Исполняемые на определенные слоги в сложном ритмическом рисунке они помогают освоить такой технически сложный приём в джазовом пении как «скэт» (вокально-джазовая импровизация). Представленная в виде яркого, массового, музыкально-танцевального номера эта часть мастер-класса имела большой успех у зрителей — участников фестиваля. Следом за  упражнениями Боба Столоффа некоторые студенты курса исполнили знаменитые джазовые мелодии, так называемые джазовые стандарты с наличием «скэта», чтобы продемонстрировать их «практическое» применение.

II курс РГИСИ мастерской И.И. Благодёра получил первые премии в обеих номинациях конкурса по единогласному решению жюри (з.д.и. РФ, профессор Т.Н. Огаева; з.д.и. РФ, профессор М.Б. Борисов; н.а. РФ, профессор Е.В. Князев), что демонстрирует высокий уровень  подготовки студентов нашего института. 

Жанровый и репертуарный калейдоскоп конкурсной программы фестиваля, очевидная разница в качестве исполняемых номеров может говорить, например, о недостаточном опыте организации подобных конкурсов. Но также и об отсутствии систематизированного подхода к музыкальному воспитанию-обучению актеров драматического или музыкального театра. Здесь ключевое слово  — «система», которая, возможно, должна быть в чем-то аналогичной существующей в обучении актёрскому мастерству.

Подобные фестивали, аккумулирующие вокруг себя огромное количество профессионалов —  артистов, преподавателей, студентов, —  мотивируют к дальнейшему развитию и совершенствованию. Они дают возможность поделиться опытом, узнать что то новое, «примерить» приобретенные навыки и знания в конкретной творческой задаче.

Преподаватель кафедры вокала и музыкального воспитания РГИСИ А.С. Богачев