Театр постмодернизма от зарождения до кризиса: теория и практика

Планируемые сроки проведения: 8 — 12 апреля 2019 г.
Объем программы: 36 академических часов (20 ч. — аудиторные занятия, 16 ч. — самостоятельная подготовка)
Стоимость: 14 900 рублей

Вторая программа авторского цикла лекций, посвященного истории западноевропейского театра, расширит знания слушателей о специфике и законах сценического искусства, различных типах актера и режиссерских системах, поможет углубить знания о режиссерском театре как принципиально новом этапе в истории театрального искусства.

Курс дает представление об общих законах развития театра в специфических условиях, сложившихся в связи с возникновением режиссуры.

Формирование режиссуры на рубеже 19-20 веков и возникновение новой драмы рассматриваются как часть общекультурного поворота. Дальнейшая эволюция театра связана с возникновением крупнейших театральных систем, соответствующих основным художественным направлениям 20 века. Театральные явления показаны в широком культурном, художественном и философском контексте. Завершение разнонаправленного периода модернизма в 1960-е годы связано с возникновением новых театральных теорий и методов анализа спектакля в условиях, когда границы между видами искусства стремительно утрачиваются.

Программа курса

  1. Рождение режиссерского театра. Натурализм. Основные этапы развития театра модернистского периода: символизм, модерн, футуризм, дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм. Основные театральные системы ХХ века. Способы актерского существования.
  2. Завершение модернизма (театр абсурда). Переход к постмодернизму. Постмодернизм как мышление и как период.
    Революционная ситуация 1968 года и культура.
    Искусствоведческие модели переходного периода:
    Структурализм (Э. Сурио, А. Греймас, П. Пави, А. Юберсфельд),
    Герменевтика (Х. Гадамер и др.),
    Критика С. Сонтаг,
    Новые формы театра: П. Брук, Е. Гротовский.
  3. Постструктурализм.
    М. Фуко – учение об эпистемах
    Ж. Делёз – театр воспроизведения и театр повторения
    Ж. Деррида – деконструктивизм
    Ж.-Ф. Лиотар – энергетический театр
    Эстетизация театра 1970-х: Дж. Стрелер, Р. Уилсон.
  4. Психоанализ и театр. Ритуально-мифологическая школа
    Мифологическое и драматическое в театре 1970–80-х: П. Брук, А. Мнушкина, Л. Ронкони.
  5. Кризис постмодернизма в 1990-е. Х.-Т. Леман – постдраматизм
    Э. Фишер-Лихте — перформативность
    А. Бадью, К. Чухров. Развитие теории «театра повторения».

Преподаватель курса — Вадим Игоревич Максимов, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой зарубежного искусства РГИСИ, профессор Академии Русского Балета, автор книг «Введение в систему Антонена Арто» (1998), «Театр: Рококо, символизм, модерн, постмодернизм» (2013), «Модернистские концепции театра от символизма до футуризма» (2014), «Из истории теории театра и науки о театре» (2014) и других. Автор спецкурсов и тренингов, проведенных в ГИТИСе (Современные теории театра), в Ярославском театральном институте, Львовском университете, Университете Торонто, Университете Фрайбурга и др. Руководитель и режиссер экспериментальной Театральной лаборатории (с 1984 г.).

Контакты

Отдел повышения квалификации и качества образования

Тел.: +7 (812) 579-81-08

E-mail: opkiko@rgisi.ru

Документы