Тренинг в работе над собой. Тренинг в работе над ролью

Объем программы: 72 академических часа (33 ч. – аудиторные занятия, 39 ч. – самостоятельная подготовка)

Программа адресована актерам и режиссерам профессионального театра.
Не секрет, что понятие «тренинг и муштра», подаренное нам К. С. Станиславским, осталось неразработанным, и тренинг для актеров не востребован в профессиональном театре. Впрочем, и в иных театральных школах тренинг заканчивается в первом семестре, не успев стать полезным. Представление же о «тренинге в работе над ролью» в лучшем случае ограничивается «работой над ролью». Разницу этих понятий ощущает не всякий актер.

Цель программы – познакомить слушателей с многообразием подходов к тренингу профессионального актера как в работе над собой, так и в работе над ролью.
Программа объединяет достижения и открытия в области актерского тренинга К. С. Станиславского, М. А. Чехова, Н. В. Демидова, Е. Гротовского, некоторые приемы метода Ли Страсберга.
Также в программе представлены авторские упражнения, эффективность и механизм воздействия которых исследованы в лаборатории психофизиологии исполнительских искусств РГИСИ совместно с Институтом мозга человека им. Н. П. Бехтеревой Российской академии наук (1997-2008 гг.).
Все заявленные темы осваиваются практически.

Преподаватель курса – Лариса Вячеславовна Грачёва, доктор искусствоведения, профессор кафедры актерского искусства, заведующая лабораторией психофизиологии исполнительских искусств РГИСИ.

Программа курса
Первый день
Актерский тренинг: общие принципы, тактика и стратегия.
Этапы тренинга: «актерская терапия», тренировка воображения, тренинг в работе над ролью.
Актер – соавтор спектакля. Творческая природа и исполнительство в актерской профессии.
Актерский тренинг как способ активизации творческих способностей, способ целенаправленного развития психофизического аппарата.
Закон маятника. Расширение диапазона восприятия, реактивности, энергетики, мышечной свободы, внимания.
Тренинг физических ощущений.
Воображаемая реальность.
Концепция физического бытия по К. С. Станиславскому. Н. В. Демидов о жизни на сцене («Искусство жить на сцене»). М. А. Чехов о творческом самочувствии (анкета по психологии творчества, «Техника актера»).
Триада: физическое бытие + воображение + мышление.

Второй день
«Актерская терапия»: тренинг маятников. Тренировка мышления: непрерывность мышления, ритм мышления, безмыслие. Упражнения на тренировку мышления (ритмостимуляция): «речевой наговор», разделение ритмов движения (физического) и мышления (речи). Полушарная дестабилизация, разделение сознания. Практика Е. Гротовского.
Взаимодействие: «мяч мышления» - перехват. Цепочка мыслей.
Ассоциативность, связь реального и воображаемого. Связь и взаимодействие предлагаемых обстоятельств и личного опыта актера.
Жизнь в роли и роль в жизни: импровизационное самочувствие в жизни и на сцене.

Третий день
Тренировка мышления и воображения в работе над ролью.
Ритмостимуляция воображения: «пластический наговор».
Использование упражнений на непрерывность мышления в отрывках из драматургии.
Использование концепции физического бытия в работе над ролью.
Этюдный метод. Теория и практика этюдного метода.
Восприятие и реактивность от себя и от другого человека. «Образ» по М. А. Чехову.

Четвертый день
Ассоциативный этюд. «Аффективная память» по К. С. Станиславскому и Ли Страсбергу.
Тренинг в работе над ролью на материале драматургии.
Линия роли. Этюды на «охват роли».

Пятый день
Сознательное и бессознательное в творчестве актера.
Этюды Н. В. Демидова.
Спонтанность реакции. Рефлекторная реакция на восприятие воображаемых (предлагаемых) обстоятельств.

Шестой день
Применение тренинга мышления в работе над ролью.
Применение этюдного метода в работе над пьесой.
«Текст» жизни и текст роли.

Седьмой день
Тренинг как способ репетирования.
Из тренинга в этюд, из этюда в сцену.
Проблема воспитания потребности в поисках собственных (индивидуальных) тренировочных упражнений для решения любых проблем, возникающих в работе над ролью, спектаклем.
Вопросы и ответы.
Обсуждение.
Заключение.

Контакты

Отдел повышения квалификации и качества образования

Тел.: +7 (812) 579-81-08

E-mail: opkiko@rgisi.ru

Документы